В.АРДОВ«Раздел второй: каждый сам себе драматург.»
... А вот балеты принято писать в поэтическом ключе. В ходу сюжеты на темы стихов А.С. Пушкина.
Мы и даем образец того, как надо инсценировать для балета стихотворение А.С.Пушкина «Анчар». (С таким же успехом можно бы взять и другие стихи.)
Для наглядности левую колонку мы отводим под подлинный пушкинский текст, а в правой намечаем: как это должно претворяться на балетной сцене. Ну, как - «слушали» и «постановили» в обычном протоколе...АНЧАР (балет)
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит, один во всей вселенной. | Сцена изображает пустыню. При открытии занавеса посреди сцены стоит Анчар. В музыке грозные аккорды. Сольный танец Анчара как такового, переходящий в танец Анчара как грозного часового. |
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей, И корни ядом напоила. | Появляется Природа в сопровождении кордебалета жаждущих Степей. Степи
жестами и мимикой показывают друг другу, что они не прочь выпить.
Гневный танец Природы. Природа уходит за кувшином и возвращается в
окружении новой группы кордебалета, изображающего Корни и Вестви. Танец
Корней, потом - танец Ветвей, после чего Корни и Ветви становятся в
очередь и Природа поит их из кувшина ядом: на кувшине изображены черепа
со скрещенными костями.
|
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет:лишьвихорь черный На древо смерти набежит - И мчится прочь уже тлетворный. | Танец Птиц, Тигров и других зверей, которые нейдут к Анчару. Анчар их зовет к себе, но они делают отрицательные жесты. Тогда Анчар бросается в погоню за ними. Птицы и Тигры с визгом разбегаются. Появляется Вихорь Черный. Танец Вихоря Черного, после которого он уходит, переменив черное трико на тлетворное трико. |
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей уж ядовит Стекает дождь в песок горючий. | Через всю сцену на блоке наверху, под самой падугой, проезжает Туча. Она видит Анчара и спускается вниз, чтобы его оросить. Па-де-де (танец вдвоем): Анчар и Туча. Оросив Анчара, Туча кокетливо убегает, не позволив Анчару поцеловать ее. Анчар кидается за Тучей, но его удерживают Корни (четверка корифеек). Танец Корней, Потом танец Листа Дремучего и Песка Горючего. |
Перемена декораций: на сцене появился дворец Князя (он же - Человек N1). | |
Но человека человек
Послал к Анчару властным зглядом, И тот послушно в путь потек, И к утру возвратился с ядом. | Танец Человека, который послал. Потом танец другого Человека - того, которого послали. Потом танец Властного Взгляда. Потом другой Человек потек (с вариациями) за ядом, а первый Человек после па-де-де с Властным Взглядом садится в шалаш. Между тем второй Человек идет к Анчару (декорации меняются панорамой). Показался Анчар. Человек боится подойти к Анчару, а Анчар его ловит (па-де-де: Анчар и Человек). Наконец Человек берет у Анчара Яд и с Ядом под мышкой потек в обратный путь. |
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями. | Снова - дворец (он же - шалаш). Второй Человек возвращается, неся на руках Ветвь (характерная танцовщица). Соло Яда (он же - Смертельная Смола), который бежал за вторым Человеком. Потом танец принесенной Ветви, переходящий в танец Листов (ученики и ученицы балетного техникума). Затем танец Пота и, наконец, танец Хладных Ручьев, которые машут длинными лентами на палках. |
Принес - и ослабел, и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. | Танец ослабевшего второго Человека. Массовый танец Лыков, которым на руки падает второй Человек, ослабев окончательно. |
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы. И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. | Танец Князя (он же - первый Человек). Танец Яда. Танец Напитала. Танец Своих. Танец Послушливых... В общем принцип ясен... Только в самом конце непременно должен быть всеобщий танец: Анчара, Природы, Кувшина, Корней, Ветвей, Птиц, Тигров, Тучи, Листа Дремучего, Песка Горючего, Человека, другого Человека, Властного Взгляда, Яда, Шалаша и т.д. |