Родился в Казани
в семье врача.
Учился на юридическом факультете Московского университета (1914-16).
Годы Гражданской войны провел в Ростове-на-Дону, где в 1917-21 гг. играл на сцене Театральной мастерской под руководством
режиссера П.К. Вейсбрема, а в 1921г. вместе с труппой переехал в Петроград.
Обладая даром театральной импровизации и сатирической эксцентрики,
Е.Л. Шварц все же расстался со сценой, сблизился с литературной группой
"Серапионовы братья". В литературной среде Е.Л. Шварца
знали как блестящего выдумщика и шутника, в этом качестве он изображен
(под именем Геня Чёрн) в романе О. Форш "Сумасшедший корабль".
В печати Е.Л. Шварц
выступил в 1923 г. как фельетонист и автор стихотворных сатирических обозрений в газете "Кочегарка"
(г.Бахмут, ныне Артемовск), при которой он вместе с М. Слонимским организовал литературный журнал "Забой". По
возвращении в Ленинград - постоянный сотрудник детского отдела Госиздата,
участник журнала " Еж" и "Чиж".
Первая книга Е.Л. Шварца
- "Рассказ Старой балалайки" (1924) открывает цикл его произведений,
адресованных детям. Тонким пониманием детской психологии, юмором,
живым ощущением поэзии детства отмечены повести Е.Л. Шварца: "Приключения
Шуры и Маруси", "Чужая девочка" (обе - 1937); "Первоклассница"
(1949). Как детский писатель Е.Л. Шварц испытал влияние писателей
из группы ОБЭРУИТЫ, широко практиковавших эксцентрический вымысел,
остроумную шутку, веселую игру со значением и звучанием слова. Эти
черты проявились и в первых пьесах Е.Л. Шварца, поставленных Ленинградским
ТЮЗом ( "Ундервуд", пост. 1929, изд. 1930; "Клад",
пост. 1933, изд. 1934), а также в сатирической комедии для взрослых
"Приключения Гогенштауфена" (1934).
Жанр театральной сказки,
основанной на органическом соединении реального и условно-фантастического,
обыкновенного и чудесного, злободневного и вечного, стал определяющим
в драматургическом творчестве Е.Л. Шварца. В пьесах для детей и взрослых
он свободно использовал известные сюжеты народных сказок, сказок Г.-Х.Андерсена
для создания собственного, неповторимо достоверного художественного
мира и живых оригинальных характеров: пьесы "Голый король"
(1934), "Красная шапочка" (1937), "Снежная королева"
(1938), "Тень" (1940) имеют богатую сценическую историю.
Большое значение для утверждения Е.Л.Шварца-драматурга имело многолетнее
творческое содружество с Ленинградским театром Комедии и его руководителем
Н.П. Акимовым. В начале Великой Отечественной
войны Е.Л. Шварц (в соавторстве с М. Зощенко) написал гротескную антифашистскую
пьесу "Под липами Берлина" (1941, пост. в Ленинградском
театре Комедии, 1941). Е.Л.Шварц пережил наиболее тяжелые месяцы ленинградской
блокады. За годы войны он создал несколько лирических пьес: "Одна
ночь" (1942) - о защитниках блокадного Ленинграда; "Далекий
край" (1942) - об эвакуированных детях. Завершил начатую ранее
антифашистскую пьесу-памфлет "Дракон" (1944) - одно из самых
глубоких и самобытных произведений советской драматической сатиры.
Условная сказочная форма пьесы обнажает истинный механизм господства
и подчинения в условиях тоталитарной диктатуры, осмеивает психологию
раболепия и покорности перед грубым насилием, подавляющим достоинство
человека.
В послевоенные годы
драматургия Е.Л. Шварца обогатилась новыми мотивами, в ней усилились
лирический элемент, внимание к психологическим и бытовым подробностям
жизни современного человека. Эти тенденции нашли воплощение в его
последних пьесах: "Обыкновенное чудо" (1956) и "Повесть
о молодых супругах" (1958). Для театра кукол Е.Л. Шварц написал
пьесы "Сказка о потерянном времени" (пост. 1940, изд. 1948),
"Сказка о храбром солдате" (пост. 1946), "Сто друзей"
(1948). По его сценариям сняты фильмы "Золушка" (1947),
"Первоклассница" (1948), "Дон-Кихот" (1957) и
др.
|
|