Александр Владимирович ГУРВИЧ |
Итак, начнём терроризировать свою память. На предмет ТЭФФа. Можно, конечно же, было бы воспользоваться записями. Конечно, было бы можно. Но при непременном условии, однако, что эти записи находились бы в пределах доступности. Нет, террора всё-таки избежать никак не удастся. Ну, начнем. Когда я впервые столкнулся с ТЭФФом? Это было осенью 1967 года. Где-то в конце ноября. Я только что поступил на первый курс физфака, проработал, как водится, весь сентябрь на какой-то там стройке и даже успел проучиться какое-то время. Учились мы на Горького, 88, деля здание с юрфаком. В первую смену учились физики, во вторую, когда физики уходили на практикумы, - юристы. Вечер был организован на втором этаже. Сценой служил лестничный марш, ведущий на третий этаж. Собственно, выступал только лишь ТЭФФ. Играли «Поджог физфака». Милый капустник. Потом я видел его на следующий год уже на сцене музкомедии. Играли М.Шульман, А.Платков, Борис Сухоруков и др.. А писали его, по-моему, В.Дудкевич, Б.Режабек и все тот же М.Шульман. Потом все присутствовавшие, включая декана О.И.Прокопало и зам.декана Я.А.Шполянского, пели физфаковскую «Дубинушку». И даже куплет: «Деканат весь шумит,
И декан говорит:
«Неприглядна ученья картина!»
Мы на это плюём,
Мы уверенны в том,
Что и сам он большая дубина».
Более тесного единения преподавателей и студентов я просто не припомню.
Стал играть я в ТЭФФе неожиданно. Во второй половине третьего курса я специализировался на кафедре физики ионосферы и распространения радиоволн. Научным руководителем у меня была И.К.Рысс, которая отвечала за культмассовую работу среди студентов в партбюро физфака. Вот так я и попал на репетицию ТЭФФа. Это был 1970 год. В те годы ТЭФФ ставил в основном миниатюры, «капустные» спектакли, эстрадные обозрения. Наиболее известные из них: «Волга впадает в Каспийское море», «Поджёг физфака», Вечер первокурсников («Мефистофель»), (вот никак не вспомню название) исследование яйценосности курей. В 1970 г. В.Кривицкий поставил сборник миниатюр с названием «Дороги, которые нам выбирают». Он был и автором некоторых миниатюр. Играли В.Блайвас, С.Никогосов и др. В общем, ТЭФФ был типичным СТЭМом, Студенческим Театром Эстрадных Миниатюр. Но и в таком формате постановки были достаточно остры. Так, один сотрудник, заведующий, между прочим, некой лабораторией, узнал себя в роли одного из героев спектакля «про исследование яйценосности курей». И не нашел ничего лучшего, как написать жалобу в Партком РГУ. Партком рассмотрел жалобу и …..снял его с работы. Но тематика была все же внутренняя. «Остап Бендер на физфаке» Специалисты склонны подразделять самодеятельные театры на два класса: народные театры и эстрадные театры. Народные театры в понимании этих специалистов ставят спектакли по известным пьесам, зачастую тем же, что и находящиеся в репертуаре профессиональных театров. Эстрадные театры ставят миниатюры, зачастую их сами же и пишут, делают капустники с легко узнаваемыми зрителями персонажами. Постановки и в тех, и других театрах, несмотря на частую непримиримость их апологетов, бывают крайне интересны. ТЭФФ в этом смысле всегда был синтетическим театром. То есть ставились спектакли как по известным пьесам, так и сборники миниатюр, и капустники. Но ведь и в профессиональных театрах наряду с театрами комедии (например, Ленинградский театр Комедии) существуют драматические театры, ставящие разные виды драмы – и трагедии, и драмы, и комедии, и водевили, и даже фарсы. Вот где-то так и ТЭФФ. И дело здесь не во всеядности в негативном смысле этого слова, нет, а в, скорее, принципиальном подходе: спектакль должен быть интересным независимо от формы. Где-то так. В середине семидесятых как-то пришел Миша Крайзман, который тогда учился не то на втором, не то не третьем курсе и сказал, что в редакцию стенгагазеты пришел один первокурсник и принес неплохой текст. «Неплохо», - сказал я Мише, - «но здесь слишком много описательного и мало диалогов. Хорошо бы наоборот». На следующий день Миша поймал этого первокурсника в буфете и высказал пожелания. Через неделю у нас был прекрасный текст - сборник миниатюр. И мы с большим удовольствием и репетировали, и ставили, и играли. Причем не один год. И конечно всем захотелось, чтобы этот мальчик еще что-нибудь бы написал. Всем захотелось. И, практически, сразу. И тут выяснилось, что случилось чудо. Печальное. Но характерное для Миши Крайзмана. С которым у меня, несмотря на то, что он живет в городе Нью-Йорке, и по сей день прекрасные отношения. Так вот, выяснилось, что Миша Крайзман напрочь забыл как выглядел этот парень. А фамилию его, не говоря уж о номере группы, он никогда и не знал. А с тем парнем общался исключительно только Крайзман. Который так никогда того парня больше и не видел. Так был потерян для ТЭФФа ценный автор. Но да здравствует тот автор, написавший «Остапа Бендера на физфаке»! Да, а Бендера играл Володя Дмитриев.
Каждый театральный сезон ТЭФФ открывал Вечером первокурсников. Мы, напомню, сейчас говорим о сезонах с 1968 по 1977 годы. Вечер первокурсников проходил, как правило, где-то в конце октября, ибо весь сентябрь был занят работой на полях, стройках и консервных заводах. А был, кстати, один год, когда физиков и математиков посылали работать на винный завод в совхозе «Реконструктор», что расположен между Ростовом и Новочеркасском. Но это так, просто к слову. Вечер первокурсников состоял из двух частей. Одна часть – традиционная, игравшаяся каждый год, правда, зачастую разными составами. Вторая – это большой концерт, в котором ставились ТЭФФом и миниатюры, и небольшие пьесы. Здесь я остановлюсь на традиционной части. Так, как я ее увидел и запомнил. Всех авторов я не помню, но одного из них знаю – это Миша Шульман. Он же играл и Мефистофеля. Собственно, там было два действующих лица: Первокурсник и Мефистофель. Итак, занавес закрыт, в зале медленно гаснет свет. На занавесе появляются цветные круги света, создающие радостное настроение. Начинают звучать настраивающийся оркестр – произведение Родиона Щедрина «Оркестр настраивается». Небольшая пауза – и занавес открывается под звуки «Школьного вальса». На сцене кружатся в вальсе три пары, одетые так, как принято одеваться на выпускной вечер в школе. Освещена только передняя часть сцены, где кружатся пары. Задняя часть сцены затемнена. Пары упархивают со сцены под звуки смолкающей музыки. Появляется Первокурсник. Первокурсник: Вчера, друзья весёлые,
Простились мы со школою,
И видимо-невидимо нас ждет серьёзных дел.
Промчались зимы с вёснами,
Теперь мы стали взрослыми,
И мне бумага выдана, что я уже созрел!
Итак, получен аттестат,
Теперь задача – кем мне стать?
Я ждал советов от родни –
Сопоставления одни.
Мол, дядя стал зубным врачом!
Но я-то, я-то здесь причем?
Вот и советуйся с людьми,
Ах чёрт возьми, ах, чёрт возьми!
Раздаются куплеты Мефистофеля. На заднем плане вспыхивает пламя. Над пламенем появляется голова в берете так, что пламя лижет ей бороду. Раздается громоподобный голос Мефистофеля: Ты звал меня?
Первокурсник: Ужасный вид, кто ты?
Твой лик меня страшит!
Во время дальнейшего диалога Мефистофель поднимается из пламени во весь рост, подходит к столу, который высвечивается из темной части сцены. У стола стоит большое кресло. На столе фолианты, которые перебирает Мефистофель, свеча, череп. Мефистофель: Часть силы той,
Что без числа творит добро, желая зла.
В былые годы и я стоял в восторге у
Дверей открытых РГУ
Теперь я ……по учебной части.
Мефистофель щелкает пальцами, зажигая свечу. Потом снимает берет, становятся видны его пара небольших рожек. Первокурсник: Прошу принять во мне участье.
Для знаний, не щадя души,
Я к вам приехал из глуши
Я так мечтал о высшей школе….
Мефисто: О, здесь вы разовьетесь вволю,
Наметили вы или нет призванье или факультет?
П: Я б стать хотел большим учёным
И овладеть всем потаенным,
Что есть на свете и Земле.
Естествознаньем в том числе.
Мефисто: Употребляйте с пользой время,
Учиться надо по системе,
Вам более всего режим отлаженный необходим –
Отсидкою часов учебных добьетесь отзывов хвалебных.
Заучивайте на дому текст лекций по руководству,
Ваш лектор, сохраняя сходство,
Весь курс читает мо нему.
И всё же с жадной быстротой
Записывайте мысли звенья,
Как будто эти откровенья
Продиктовал вам Дух святой.
П: Я это знаю, и весьма
Ценю значение письма,
Но все же мне ответа нет,
Какой мне выбрать факультет.
Мефистофель бросает Первокурснику большой бублик, который тот ловит.
Мефисто: Что ж, выбирайте
Вот вам круг
Гуманитарнейших наук –
Философа, экономиста,
Историка или юриста,
Или филолога, к примеру,
Могу вам предложить карьеру.
Первокурсник кусает бублик, морщится, сплевывает, отбрасывает бублик в сторну.
П: К гуманитарным я не чувствую влеченья. Мефистофель, делая жест в сторону балкона, где в первых рядах традиционно сидел мехмат. Мефисто: Тогда, быть может, на мехмат?
Там так красиво говорят,
Такие символы и знаки!
П: Я пробовал читать Бурбаки…
Мефистофель, ласково поглаживая череп: Так что же? Отправляйся в транс
Топологических пространств
И группы, кольца, идеалы,
Диффуры и функционалы,
Абстракций бесконечный рой
Населят нежный череп твой.
П: (испуганно) Нет, я б хотел к земле поближе.
Мефисто: Тогда ступай на геофак,
Тебя геологом я вижу,
Закинешь за плечи рюкзак,
И…..поминай тебя как звали.
П: (поспешно) Мне быть геологом едва ли.
Меня вы поняли не так….
Мефисто: Тогда иди ты на х…химфак!
Что? Химик неплохое имя,
У нас ректор даже химик,
Проявишь там талант и прыть.
П: Но колбы мыть, пробирки мыть.
А копоть, язвы от кислот..
И ректор. Мне не подойдет.
А биофак?
Мефисто: Средь нимф и граций,
Приятных для ассимиляций,
Прекрасно время пробежит
(Куда стремится, вот негодник!)
Но к биологии сегодня
Путь через физику лежит.
П: Вот эта область неплоха,
Что ж не сказали сразу мне вы?
Мефисто: Суха теория, мой друг,
Но зеленеет жизни древо.
Спускается колосник с плакатами: “Суха теория, мой друг, зато бодяга пышно зеленеет”. П: Так как вы думаете стоит
Мне попытаться на физфак?
Мефисто: Я думаю, он вас устроит,
Ведь вы, коль я вас понял так,
Хотите без особой муки
Постичь все таинства науки,
И математику ценя,
В ней видеть только лишь коня.
Так что же, собирайся в путь,
Молекул и кристаллов суть
Познаешь ты в один присест.
А если это надоест,
Долой транзисторы и призмы,
И прямо в секцию туризма.
П: От вас я просто как в чаду,
Ужель нашел, ужель разгадка?
Я только на физфак иду!
Мефисто: Мой друг, придется там несладко.
Что разговор? Слова, слова,
А жизнь студента какова?
Коль что не так - так не взыщи.
Садись, смотри и трепещи!
После этого уже шёл обычный концерт. В конце просили встать первокурсников для процесса посвящения. Шёл текст. «Вам, кого вряд ли пытали
Правилом Лопиталя.
Вам. Кто не крикнет: «Мама!»
При виде функции гамма.
Вам, кто постичь готов
Тензоры всех сортов.
Вам, протирающим дыры,
В поисках антимира.
Вам, разобравшим мельчайшие случаи
Всех доказательств, всех теорем.
Вам, кого рано иль поздно замучают
Сотнями разнообразнейших схем.
Вам, стоящим в начале дороги,
Вам сегодня и лавры и медь,
Помните, отныне и впредь
Мать ваша физика, козероги!»
Здесь поясним, что, по существовавшей тогда классификации, первый курс – это козероги, второй – козероги со стажем, третий – пижоны, четвертый – женихи, пятый – молодые специалисты. Потом шла клятва (Клянусь резонансным контуром, лейденской банкой клянусь и т.д. А заканчивалось: Клянусь дожить до диплома. Клянусь! Клянусь! Клянусь!) Последние три раза клянусь повторяли и первокурсники. Вот такой был Вечер первокурсников. И еще. Для этого вечера писалось несколько сценариев, как партий для инструментов в оркестре. Был, естественно, общий сценарий. Но был отдельный сценарий для осветителя. Отдельный – для рабочего сцены, отдельный – для радиоинженера. По моему такое в ТЭФФе впервые применил М.Шульман. Вот как раз для Вечера первокурсников. Потом такая сценарная раскладка использовалась нами и в других спектаклях. Таких, в частности, как «Дракон», «Плохая квартира», «Чёрная шкатулка».
|